Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A Интервал: AA A A Изображения: Вкл Выкл Цветовая схема: A A A A

РЕКОМЕНДАЦИИ о порядке рассмотрения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга обращений граждан, содержащих сведения о коррупции

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

о порядке рассмотрения исполнительными органами государственной власти

Санкт-Петербурга обращений граждан, содержащих сведения о коррупции

 

(направлены письмом Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Администрации Губернатора Санкт-Петербурга от 23.04.2013 № 21-510/13-0-3)

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Методические рекомендации о порядке рассмотрения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга обращений граждан, содержащих сведения о коррупции (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях:

систематизации и совершенствования работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее – исполнительные органы), с обращениями граждан, содержащими сведения о коррупции;

улучшения взаимодействия исполнительных органов с гражданами и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции.

Методические рекомендации предлагают единый порядок организации рассмотрения исполнительными органами обращений граждан, содержащих сведения о коррупции (далее – обращения о коррупции).

1.2. Методические рекомендации подготовлены с учетом положений:

Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон);

Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 № 156 «Об особенностях рассмотрения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга обращений граждан о коррупции»;

постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.12.2009 № 1448 «О Порядке проведения антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге»;

Административного регламента Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности исполнения государственной функции по проведению анализа работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с обращениями граждан, содержащими сведения о коррупции, утвержденного распоряжением Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее – Комитет) от 17.11.2010 № 256-р.

1.3. Рассмотрение обращений граждан о коррупции, поступивших в исполнительный орган, в том числе по информационным системам общего пользования, осуществляется должностными лицами исполнительных органов в порядке, установленном Федеральным законом.

Решением руководителя исполнительного органа могут быть назначены (определены) заместитель руководителя исполнительного органа и конкретные должностные лица структурных подразделений исполнительного органа, осуществляющие работу с обращениями граждан о коррупции.

Должностные лица, осуществляющие рассмотрение обращений о коррупции, обязаны обеспечивать конфиденциальность полученных сведений.

Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Использование и распространение информации о персональных данных, ставшей известной в связи с обращениями граждан о коррупции, без их согласия не допускается.

 

 

 

2. РЕГИСТРАЦИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ

 

2.1. Все обращения граждан, поступившие в исполнительный орган, регистрируются структурным подразделением, осуществляющим ведение делопроизводства и документооборота в исполнительном органе (далее – служба делопроизводства), в порядке, установленном регламентами и инструкциями по делопроизводству исполнительных органов.

Государственный гражданский служащий Санкт-Петербурга (далее – гражданский служащий) либо работник службы делопроизводства, в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) производящий регистрацию обращений, осуществляет первоначальный анализ обращения на предмет выявления в нем признаков коррупционных проявлений.

В случае, если, исходя из содержания обращения или по иным причинам, гражданский служащий (работник) службы делопроизводства не имеет возможности самостоятельно определить наличие в обращении признаков коррупции, указанный сотрудник обращается за консультацией:

к начальнику (специалистам) юридического (правового) подразделения (юрисконсульту);

к начальнику (специалистам) подразделения по вопросам государственной службы и кадров (должностному лицу (должностным лицам) кадровой службы исполнительного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений);

к начальнику (специалистам) подразделения по вопросам законности, правопорядка и безопасности (в администрациях районов Санкт-Петербурга).

Окончательное решение принимается руководителем исполнительного органа либо заместителем руководителя исполнительного органа, организующим деятельность по реализации антикоррупционной политики в исполнительном органе.

2.2. При анализе поступившего обращения с целью выявления в нем признаков коррупции должностным лицам исполнительного органа следует руководствоваться:

2.2.1. Определением коррупции (статья 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

2.2.2. Случаями утраты доверия к гражданскому служащему (часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и нарушения исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами.

2.2.3. Определением конфликта интересов на государственной и муниципальной службе (статья 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

2.2.4. Перечнем № 23 преступлений коррупционной направленности, утвержденным совместным Указанием от 15.02.2012 Генеральной прокуратуры РФ № 52-11 и МВД РФ № 2.

2.3. В ходе проведения первичного анализа необходимо обращать внимание на следующее:

а) если в обращении заявитель указывает на какие-либо противоправные решения, действия (проявления в деятельности) тех или иных лиц (органов, организаций), не называя их коррупционными, однако, эти действия имеют признаки коррупции, обращение должно считаться содержащим сведения о коррупции;

б) если в обращении заявитель прямо указывает на то, что решения, действия (бездействие) тех или иных лиц (органов, организаций) являются, по его мнению, коррупционными, однако они таковыми не являются (исходя из вышеперечисленных критериев), то обращение должно считаться не содержащим сведения о коррупции. При этом после рассмотрения обращения в ответе заявителю разъясняется, что определение коррупции дается в статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

2.4. В случае, если при первоначальном анализе обращения в нем выявлены признаки коррупции, обращение регистрируется службой делопроизводства с индексом тематического классификатора вопросов «19.2». 

При регистрации обращений о коррупции, поступивших из Комитета со специальной линии «Нет коррупции!», делается соответствующая отметка.

Обращения, поступившие со специальной линии «Нет коррупции!», но не содержащие признаков коррупции, как обращения о коррупции не учитываются.

По решению руководителя исполнительного органа в службе делопроизводства может быть организована дополнительная регистрация обращений о коррупции, например, в отдельном журнале.

2.5. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 № 156 «Об особенностях рассмотрения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга обращений граждан о коррупции»:

а) структурные подразделения Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и иные исполнительные органы в порядке, установленном Регламентом Правительства Санкт-Петербурга и регламентами иных исполнительных органов, направляют в Комитет копии обращений граждан о коррупции, поступивших непосредственно в исполнительные органы (в том числе на личном приеме), в течение двух рабочих дней со дня регистрации указанных обращений. Обращения, поступившие по электронной почте, направляются в Комитет в распечатанном и, по возможности, в электронном виде.

б) Управление по обращениям и жалобам Администрации Губернатора Санкт-Петербурга:

направляет в Комитет копии обращений граждан о коррупции, поступивших на личных приемах граждан в приемной Правительства Санкт-Петербурга, в течение двух рабочих дней со дня регистрации указанных обращений;

передает в Комитет копии всех поступивших Губернатору Санкт-Петербурга, в Правительство Санкт-Петербурга, вице-губернаторам Санкт-Петербурга и в Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга обращений граждан о коррупции. При этом на обращении делается отметка «Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Копия обращения о коррупции. Подлинник направлен _____________».

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ О КОРРУПЦИИ

 

3.1. Зарегистрированное обращение о коррупции передается на рассмотрение руководителю (уполномоченному заместителю руководителя) исполнительного органа, который вправе принять одно из следующих решений:

о рассмотрении обращения непосредственно в исполнительном органе;

о направлении обращения на дальнейшее рассмотрение в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

3.2. Обращение о коррупции передается на рассмотрение в кадровую службу исполнительного органа должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в случаях, когда в обращении содержатся сведения:

а) о несоблюдении гражданским служащим исполнительного органа ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, неисполнении им обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами;

б) о недостоверности и неполноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданским служащим исполнительного органа в соответствии с действующим законодательством;

в) об иных фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим исполнительного органа (руководителем организации, подведомственной исполнительному органу) по его вине возложенных на него служебных (трудовых) обязанностей.

В других случаях обращения о коррупции передаются для организации рассмотрения начальникам (должностным лицам) структурных подразделений исполнительного органа в соответствии с их компетенцией.

Если в обращении указывается на противоправные проявления в деятельности подведомственного государственного учреждения (государственного унитарного предприятия) Санкт-Петербурга (либо конкретных работников учреждения, предприятия) обращение передается на рассмотрение заместителю руководителя (начальнику структурного подразделения) исполнительного органа, координирующему и контролирующему деятельность соответствующей подведомственной организации.

Копии обращений о коррупции также передаются для учета:

в администрациях районов Санкт-Петербурга – в отдел по вопросам законности, правопорядка и безопасности;

в других исполнительных органах – в структурное подразделение, уполномоченное по реализации антикоррупционной политики.

3.3. Обращение о коррупции, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию исполнительного органа, направляется в порядке, предусмотренном регламентом исполнительного органа, в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. О переадресации обращения уведомляется гражданин, направивший обращение, а также информируется Комитет.

3.4. В случае, когда обращение о коррупции является анонимным, но содержит  сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии коррупционной направленности, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем:

а) если обращение содержит сведения о преступлении (административном правонарушении), обращение направляется для дальнейшего рассмотрения в компетентный правоохранительный (иной государственный) орган;

б) если обращение содержит сведения об ином противоправном деянии, обращение (в зависимости от изложенных в нем сведений) рассматривается непосредственно в исполнительном органе, либо направляется в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

О направлении обращения на рассмотрение в компетентный государственный орган информируется Комитет.

3.5. В случае, если в соответствии с запретом направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, невозможно направление обращения о коррупции на рассмотрение в орган (должностному лицу), в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

3.6. При организации рассмотрения обращений о коррупции для обеспечения полноты и качества рассмотрения обращений по предложению должностного лица исполнительного органа, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, руководителем исполнительного органа (представителем нанимателя) в случае необходимости могут быть назначены:

служебная проверка в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

проверка в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17.03.2010 № 160-51 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга, и соблюдения государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга требований к служебному поведению».

3.7. В процессе рассмотрения обращений о коррупции с целью установления факта наличия (отсутствия) признаков коррупционных проявлений целесообразно:

выяснять, действительно ли лицо, от которого поступило обращение, направляло такое обращение;

производить опрос заявителя (по возможности в письменной форме) по существу фактов, изложенных в обращении, с целью их уточнения и получения дополнительной информации;

проводить беседы с сотрудниками (работниками) исполнительного органа (подведомственных организаций) по фактам, изложенным в обращении;

исследовать необходимые документы (в том числе финансовые) и материалы;

при необходимости назначать и проводить проверки (ревизии) деятельности подведомственных государственных учреждений (государственных унитарных предприятий) Санкт-Петербурга.

 

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

4.1. По результатам рассмотрения обращения о коррупции направляется ответ гражданину, направившему обращение.

В ответе необходимо указать:

результаты рассмотрения обращения;

принятые меры (в случае полного либо частичного подтверждения фактов, изложенных в обращении);

разъяснения действующего законодательства по существу вопросов, поднятых в обращении (при необходимости).

В случае, если обращение являлось анонимным, ответ на обращение не дается. Результаты рассмотрения обращения отражаются в служебной записке на имя руководителя (заместителя руководителя) исполнительного органа.

4.2. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 № 156 копии письменных ответов на обращения о коррупции направляются в Комитет одновременно с направлением ответа заявителю.

В случае, когда ответ заявителю не направлялся, Комитет информируется о результатах рассмотрения обращения путем направления исполнительным органом соответствующего письма либо копии служебной записки.

4.3. Копии ответов заявителям (служебных записок) передаются в структурное подразделение исполнительного органа, уполномоченное по реализации антикоррупционной политики (в администрации района Санкт-Петербурга – в отдел по вопросам законности, правопорядка и безопасности).

Результаты рассмотрения обращений о коррупции учитываются при формировании сведений по показателям антикоррупционного мониторинга, а также при планировании мероприятий по противодействию коррупции в исполнительном органе.