Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A Интервал: AA A A Изображения: Вкл Выкл Цветовая схема: A A A A

ПРОКУРАТУРА РАЙОНА РАЗЪЯСНЯЕТ

Как обезопасить себя от действий мошенников по хищению денег с банковских карт?

 

В настоящее время довольно распространенным преступлением является мошенничество с использованием электронных средств платежа.

Ответственность за использование чужого доверия с целью завладения средствами, привязанными к платежной карте, предусматривается статьей 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Существует несколько способов, дающих возможность преступникам распорядиться средствами с чужой банковской карты:

- мошенник может завладеть чужой банковской картой и ПИН-кодом к ней обманным путем;

- карта может быть похищена тайно или открыто, а ПИН-код может быть подсмотрен; снят на микрокамеру, установленную рядом с банкоматом и направленную на устройство ввода; считан при помощи специальной накладной клавиатуры.

Это не исчерпывающий перечень действий преступников по завладению денежными средствами с использованием кредитной карты.

Узнать информацию об имени держателя, срок окончания действия и CVC-код платежной карты, используемой для покупок и платежей в Интернете, мошенник может на порталах, не снабженных дополнительной защитой (3D-secure) в виде подтверждения транзакции посредством СМС-сообщения.

Кроме того, зачастую мошенники представляются сотрудниками банков и других известных компаний и по телефону обещают своей жертве кредиты под низкий процент, сообщают якобы о выигрыше в конкурсе или о поступлении платежа, который можно получить, произведя определенные действия через банкомат.

В результате указанных действий преступников, неподготовленный человек может запросто остаться без денежных средств на своем банковском счете.

Для защиты от подобных мошенников следует придерживаться некоторых правил:

- никогда и никому, ни при каких обстоятельствах нельзя передавать такие конфиденциальные данные, как логин, пароль или реквизиты вашей банковской карты (секретный код безопасности CVV2, подтверждающий подлинность карты, имя ее владельца, срок действия) и, разумеется, ПИН-код. Кроме того, если банковская карта привязана к номеру сотового телефона с функцией отправки СМС-сообщений с кодом подтверждения операции с картой, нельзя сообщать данный код другим лицам;

- необходимо выбирать банкоматы, расположенные внутри офисов банков или в охраняемых точках, оборудованных системами видеонаблюдения;

- необходимо при вводе ПИН-кода закрывать клавиатуру банкомата рукой;

- при возникновении проблем нельзя пользоваться советами «случайных помощников», лучше сразу позвонить в банк и заблокировать карту. Если карта осталась в банкомате и не известен телефон банка, можно позвонить в компанию, осуществляющую техническое обслуживание банкомата (номер должен быть указан на терминале);

- в случае потери карты или при наличии оснований полагать, что третьи лица узнали ее реквизиты, необходимо срочно обратиться в банк и заблокировать ее;

- необходимо помнить, что банки не рассылают сообщений о блокировке карт, а в телефонном разговоре не выспрашивают конфиденциальные сведения и коды, связанные с картами клиентов;

- необходимо незамедлительно информировать банк, эмитента карты или кредитора, если в банковских отчетах и отчетах по кредитным картам имеются транзакции, которых Вы не совершали. Необходимо отслеживать списания с карты, обращать внимание на те, которые Вы не узнаете или которые подозрительно выглядят;

- не стоит принимать всерьез звонки с предложением малорискованных и высокоприбыльных инвестиций, особенно если оппонент настаивает на немедленном вложении денег, гарантирует высокие прибыли, обещает низкий или вообще отсутствующий финансовый риск;

- нельзя принимать всерьёз сообщения о выигрыше или о Ваших высоких шансах выиграть в лотереях, конкурсах или играх, в которых не принимали участие, особенно, если предлагают отправить деньги на оплату «налогов», «сборов» или «таможенных платежей», прежде чем выслать Ваш выигрыш.

Кроме того, есть ряд правил, соблюдение которых поможет сохранить денежные средства при осуществлении платежей или банковских операций с помощью сети Интернет:

- не переходить по ссылкам, указанным в поступивших сообщениях, потому что безопаснее вводить ссылку вручную на уже проверенном сайте в строке браузера.

- обязательно проверять адресную строку, если поступил запрос на повторную авторизацию, чтобы убедиться, на том ли сайте находитесь;

- перед вводом логина и пароля, проверять, защищено ли соединение (наличие перед адресом сайта букв «https"»говорит о защищенном соединении);

- всегда проверять источник входящих писем и сообщений, ведь может быть небезопасным даже письмо, присланное лучшим другом, так как его могли также обмануть или взломать телефон, почту, аккаунт;

- не заходить в интернет-банк с чужих компьютеров или телефонов (если пришлось это сделать, то по завершению сессии необходимо нажать «Выход» и очистить кэш-память);

- не вводить без необходимости свои персональные данные, помимо логина и пароля;

- лучше использовать сложный пароль для входа в личный кабинет, а также одноразовые пароли, запрашиваемые банками для подтверждения действий в личном кабинете;

- оперативно уведомлять банк при получении подозрительных сообщений на телефон, не звонить по указанным в них номерам. Также необходимо информировать банк в случае смены номера или утраты SIM-карты;

- установить пароль на телефон и не снимать блокировку с экрана при посторонних лицах;

- запретить оператору связи замену SIM-карты по доверенности;

- до совершения покупки в интернет-магазине необходимо собрать информацию о продавце: физический адрес продавца (не абонентский ящик), его телефон, отзывы в Интернете. В случае негативных отзывов, сведений об обмане и т.д., лучше не рисковать;

- использовать для покупок в Интернете банковскую карту с высокой степенью защиты;

- игнорировать сообщения с просьбами предоставить личную или финансовую информацию;

- необходимо помнить, что фальшивые письма и фальшивые сайты могут во всем повторять дизайн настоящих, но гиперссылки, скорее всего, будут неправильные, с ошибками или будут отсылать не туда. По этим признакам можно отличить фишинговое письмо от настоящего.

В случае если Вы все же стали жертвой мошенников, Вам необходимо обратиться с заявлением в дежурную часть ближайшего к вам отделения полиции.

 

 

ПРОКУРАТУРА РАЙОНА РАЗЪЯСНЯЕТ

 

Нередко после обращения в полицию о готовящемся или совершенном преступлении граждане не знают, чего им дальше ждать от органов правопорядка.

В соответствии с ч. 4 ст. 144 Уголовно-процессуальным Кодексом Российской Федерации (далее –УПК РФ), если гражданин лично обратился в полицию с письменным заявлением о преступлении, то ему сотрудник полиции должен выдать талон - уведомление о принятии сообщения о преступлении. В этом документе указываются сведения о должностном лице органа полиции, принявшем заявление, а также дата и время его принятия. В случае отказа в приеме заявления гражданин вправе его обжаловать прокурору или в суд.

Заявление о готовящемся или совершенном преступлении также может быть направлено в органы полиции по почте, но в таком случае талон-уведомление заявителю не выдается.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ после регистрации заявления в органах полиции дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны проверить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При этом срок разрешения сообщения о преступлении начинается со дня его приема и соответственно регистрации в органах полиции.

Частью 3 статьи 144 УПК РФ предусмотрено, что срок проверки может быть продлен до 10 суток, а в случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий – до 30 суток.

На основании ст.145 УПК РФ по результатам рассмотрения обращения орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, либо в суд – по уголовным делам частного обвинения (причинение побоев, причинение легкого вреда здоровью, клевета).

О принятом решении органы полиции обязаны уведомить заявителя.

В свою очередь прокурор осуществляет надзор за законностью принимаемых органами полиции решений по рассмотрению сообщений о преступлениях. Он наделен властными полномочиями, которые позволяют устранить ошибки органов полиции при рассмотрении сообщений о преступлениях.

Если заявитель не согласен с решением, которое было вынесено сотрудниками полиции по результатам рассмотрения заявления о преступлении, он вправе его обжаловать в прокуратуру или суд.