Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A Интервал: AA A A Изображения: Вкл Выкл Цветовая схема: A A A A

Михаил Романов: «Законопроект о региональных уполномоченных по правам человека учитывает все нюансы практической работы омбудсменов в субъектах Федерации»

Сегодня в Государственной Думе с отчетом о своей деятельности выступила Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Комментируя ее выступление, депутат Государственной Думы, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия» Михаил Романов отметил, что в рамках своего отчета омбудсмен внесла целый ряд законодательных предложений.

- Конституция РФ не наделяет уполномоченного по правам человека правом законодательной инициативы, тем не менее, одной из важнейших функцией омбудсмена являются анализ и выявление тенденций, актуальных проблем в тех сферах, где наиболее часто встречаются нарушения прав граждан, и где требуется корректировка действующего законодательства.

Депутаты и омбудсмен – коллеги, ведь в задачу парламентариев также входит защита законных прав и интересов граждан с помощью законодательных механизмов или в рамках исполнения контрольных функций. Поэтому никто сегодня в зале не удивился, когда Татьяна Москалькова сообщила, что в поле ее зрения попала ситуация с возрастающим числом жалоб на отказ в возбуждении уголовных дел по заявлению граждан. Ко мне в приемную также приходят десятки обращений на эту тему: вопиющие случаи нарушения закона остаются без расследования, виновные – без наказания, а потерпевшие граждане не имеют возможности восстановить свои права. Думаю, здесь действительно имеется правовая лакуна, и ее можно компенсировать с помощью введения новых законодательных механизмов. Информация о 2 миллионах отмененных прокурорами в последнее время незаконных постановлений об отказах в возбуждении уголовных дел, которую привела сегодня Татьяна Москалькова, - конечно, производит впечатление и требует оперативной и решительной реакции федерального законодателя.

Также, по мнению Татьяны Москальковой, необходимо скорейшее завершение рассмотрения Государственной Думой принятого в первом чтении законопроекта о региональных уполномоченных по правам человека. Насколько я знаю, большинство коллег согласны с тем, что это крайне важная инициатива, которая укрепит всю систему государственных правозащитников, усилит независимость региональных уполномоченных. Я напомню, действующий статус региональных уполномоченных по правам человека был установлен в 2015 году по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Введенные тогда по предложению главы государства корректировки действующего законодательства создали условия для того, чтобы должность местного омбудсмена появились в каждом регионе, чтобы возросла эффективность этого правозащитного института.

Тем не менее, время уже требует совершенствования норм четырехлетней давности. Практика показала, что региональные законодатели наделили своих омбудсменов полномочиями, объем которых серьезно различается в разных субъектах Федерации. То есть на сегодняшний день в одном российском регионе государственный правозащитник имеет больше возможностей для обеспечения прав граждан, чем в другом. При этом большинство экспертов сходятся в том, что во всех случаях имеющегося у региональных уполномоченных инструментария недостаточно для по-настоящему эффективной работы. Во многом это объясняет тот объем обращений, который региональные уполномоченные пересылают Татьяне Москальковой: ресурс федерального омбудсмена позволяет гораздо оперативнее и действеннее реагировать на заявления граждан о нарушении их прав. Но так быть, конечно, не должно. Законопроект, который сейчас рассматривает Государственная Дума, разрабатывался при самом активном участии федерального омбудсмена и учитывает все нюансы практической работы уполномоченных по правам человека регионального уровня, регламентирует их взаимодействие с территориальными федеральными и местными органами власти и общественными организациями, устанавливает права и обязанности уполномоченного при рассмотрении обращений, гарантии его деятельности.